14-06-2012, 13:23
Проектирование систем освещения
Комфорт и приятное времяпрепровождение – вот чего ждет современный покупатель от процесса покупок. В многообразии потребительских товаров можно легко потеряться, поэтому каждому магазину важно показать себя в наиболее выгодном, но правдивом свете, чтобы привлечь внимание покупателя и заручиться его доверием. Для этого все в магазине должно быть на высоком уровне – и товары, и интерьер, и обслуживание. В первую очередь это касается продуктовых магазинов и супермаркетов – именно в них покупатели бывают чаще всего и проводят большую часть «магазинного» времени. Покупателю важно, чтобы именно продукты питания были свежими и качественными, ассортимент – достаточным, расположение – удобным. Задача владельца – обеспечить эти условия. Существенный фактор эффективности оформления торгового пространства – правильное и функциональное освещение, которого должно быть ни много и ни мало, а ровно столько, сколько необходимо. Опытом проектирования продуктового освещения делятся специалисты нашей компании.
Основные правила проектирования системы освещения
Существуют универсальные критерии, применяемые ко всем типам магазинных форматов при проектировании освещения:
• технические условия,
• специфика интерьера (конструктивные особенности, окна, высота потолка, торговая мебель и т.д.),
• степень проходимости магазина (влияет на выбор уровня освещенности)
Российские нормативы допускают уровень освещенности для торговых помещений 300–400 лк, европейские – 300-500 лк. Наши специалисты рекомендуют придерживаться 500-700 лк для общего света, 1000-1500 лк – для освещения витрин.
Специфика освещения продуктовых магазинов заключается в цветовом разнообразии товара: при неправильной цветопередаче продукты будут выглядеть неаппетитными или даже несвежими. Также необходимо тепловое воздействие источников света на продукты. Важно правильно подобрать источники света с оптимальной световой температурой, а также разместить их на достаточном расстоянии от освещаемых объектов, чтобы тепловое воздействие не испортило товар.
Рекомендованная удаленность светильников от освещаемой поверхности: для галогенных ламп мощностью 50 Вт – не менее 0,8 м, для металлогалогенных ламп мощностью 150 Вт – не менее 1 м.
Для создания желаемого уровня общей освещенности и расстановки световых акцентов на товарах мы рекомендуем использовать комбинацию общего освещения и направленного акцентного освещения.
ДЛЯ ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ могут использоваться 3 типа светильников:
1) Куполообразные подвесные светильники с металлогалогенной лампой мощностью до 250-400 Ватт. Данные светильники могут комплектоваться металлическим либо прозрачным рассеивателем в зависимости от архитектурных особенностей и дизайна помещения.
2) Модульные системы с люминисцентными лампами мощностью 2*36 – 2*58 Ватт. Данные системы обеспечивают равномерный световой поток, имеют низкую теплоотдачу, просты в установке и потребляют сравнительно немного электроэнергии. Модульные системы позволяют создать любую конструкцию из светильников по всему периметру и равномерно осветить всю площадь.
3) Встраиваемые в потолок светильники с различными источниками света.
АКЦЕНТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.
В зонах выкладки товара и стеллажей используется акцентная подсветка для выделения определенных групп продуктов питания, с применением прожекторов с металлогалогенными лампами на шинопроводе. Данная конструкция позволяет размещать светильники в необходимых для подсветки зонах. Шинопровод может монтироваться непосредственно к потолку или на подвесах.
Для акцентной подсветки прилавков более функциональны куполообразные подвесные светильники или прожекторы на шинопроводе с различными типами ламп (металлогалогенные, натриевые или люминисцентные) в зависимости от группы освещаемых продуктов.
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА
Объекты теплых цветов нужно освещать теплыми лампами, холодных цветов – холодными. Цветность лампы напрямую зависит от цветовой температуры – чем выше цветовая температура (измеряется в Кельвинах), тем более холодный оттенок у света лампы.
2500 – 2700 К – сверхтеплый белый свет
3000 К – теплый белый свет
4000 – 4200 К - естественный белый или белый свет
Более 5000 К – холодный белый (дневной) свет
Теплые лампы более универсальны, особенно в тех случаях, когда нет возможности разделить световые потоки по цветности.
ЦВЕТОПЕРЕДАЧА
Для продуктов питания цветовые характеристики товара имеют большое значение, поэтому используются лампы с наибольшим индексом цветопередачи.
Индекс цветопередачи (Ra) – отношение цветов предметов при освещении их данным источником света к цветам этих же предметов, освещаемых источником света, принятым за эталон (солнце).
Ra 91-100 – высокий индекс цветопередачи
Ra 81-91 – хороший индекс цветопередачи
Ra 51-80 – средний индекс цветопередачи
Ra менее 51 – низкий индекс цветопередачи
Для большей наглядности сравним различные типы ламп по этим двум признакам:
Индекс Цветовая
цветопередачи температура
(Ra) (Тцв)
Галогенные лампы 100 3100 К
Металлогалогенные лампы более 80 3000 К
более 90 4200 К
Натриевые лампы высокого давления более 80 2500-2550 К
Люминисцентные лампы более 60-90 2700-6500 К
Компактные люминисцентные лампы более 80 2700-4000 К
СВЕТОВАЯ ОТДАЧА
Выбор источников должен быть оптимальным. Важнейшие критерии – их экономичность и эффективность, зависящие от световой отдачи и срока службы.
Световая отдача – это отношение светового потока лампы к потребляемой ею мощности.
Световая Средний
Отдача, лм/Вт срок службы, ч
Лампы накаливания 10-14 500-1000
Галогенные лампы 14-15 2000-4000
Люминисцентные лампы 50-90 12000-15000
Лампы ДРЛ 40-60 4000-6000
Металлогалогенные лампы 60-100 6000-15000
Натриевые лампы высокого давления до 120 4000-12000
Основные правила проектирования системы освещения
Существуют универсальные критерии, применяемые ко всем типам магазинных форматов при проектировании освещения:
• технические условия,
• специфика интерьера (конструктивные особенности, окна, высота потолка, торговая мебель и т.д.),
• степень проходимости магазина (влияет на выбор уровня освещенности)
Российские нормативы допускают уровень освещенности для торговых помещений 300–400 лк, европейские – 300-500 лк. Наши специалисты рекомендуют придерживаться 500-700 лк для общего света, 1000-1500 лк – для освещения витрин.
Специфика освещения продуктовых магазинов заключается в цветовом разнообразии товара: при неправильной цветопередаче продукты будут выглядеть неаппетитными или даже несвежими. Также необходимо тепловое воздействие источников света на продукты. Важно правильно подобрать источники света с оптимальной световой температурой, а также разместить их на достаточном расстоянии от освещаемых объектов, чтобы тепловое воздействие не испортило товар.
Рекомендованная удаленность светильников от освещаемой поверхности: для галогенных ламп мощностью 50 Вт – не менее 0,8 м, для металлогалогенных ламп мощностью 150 Вт – не менее 1 м.
Для создания желаемого уровня общей освещенности и расстановки световых акцентов на товарах мы рекомендуем использовать комбинацию общего освещения и направленного акцентного освещения.
ДЛЯ ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ могут использоваться 3 типа светильников:
1) Куполообразные подвесные светильники с металлогалогенной лампой мощностью до 250-400 Ватт. Данные светильники могут комплектоваться металлическим либо прозрачным рассеивателем в зависимости от архитектурных особенностей и дизайна помещения.
2) Модульные системы с люминисцентными лампами мощностью 2*36 – 2*58 Ватт. Данные системы обеспечивают равномерный световой поток, имеют низкую теплоотдачу, просты в установке и потребляют сравнительно немного электроэнергии. Модульные системы позволяют создать любую конструкцию из светильников по всему периметру и равномерно осветить всю площадь.
3) Встраиваемые в потолок светильники с различными источниками света.
АКЦЕНТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.
В зонах выкладки товара и стеллажей используется акцентная подсветка для выделения определенных групп продуктов питания, с применением прожекторов с металлогалогенными лампами на шинопроводе. Данная конструкция позволяет размещать светильники в необходимых для подсветки зонах. Шинопровод может монтироваться непосредственно к потолку или на подвесах.
Для акцентной подсветки прилавков более функциональны куполообразные подвесные светильники или прожекторы на шинопроводе с различными типами ламп (металлогалогенные, натриевые или люминисцентные) в зависимости от группы освещаемых продуктов.
ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА
Объекты теплых цветов нужно освещать теплыми лампами, холодных цветов – холодными. Цветность лампы напрямую зависит от цветовой температуры – чем выше цветовая температура (измеряется в Кельвинах), тем более холодный оттенок у света лампы.
2500 – 2700 К – сверхтеплый белый свет
3000 К – теплый белый свет
4000 – 4200 К - естественный белый или белый свет
Более 5000 К – холодный белый (дневной) свет
Теплые лампы более универсальны, особенно в тех случаях, когда нет возможности разделить световые потоки по цветности.
ЦВЕТОПЕРЕДАЧА
Для продуктов питания цветовые характеристики товара имеют большое значение, поэтому используются лампы с наибольшим индексом цветопередачи.
Индекс цветопередачи (Ra) – отношение цветов предметов при освещении их данным источником света к цветам этих же предметов, освещаемых источником света, принятым за эталон (солнце).
Ra 91-100 – высокий индекс цветопередачи
Ra 81-91 – хороший индекс цветопередачи
Ra 51-80 – средний индекс цветопередачи
Ra менее 51 – низкий индекс цветопередачи
Для большей наглядности сравним различные типы ламп по этим двум признакам:
Индекс Цветовая
цветопередачи температура
(Ra) (Тцв)
Галогенные лампы 100 3100 К
Металлогалогенные лампы более 80 3000 К
более 90 4200 К
Натриевые лампы высокого давления более 80 2500-2550 К
Люминисцентные лампы более 60-90 2700-6500 К
Компактные люминисцентные лампы более 80 2700-4000 К
СВЕТОВАЯ ОТДАЧА
Выбор источников должен быть оптимальным. Важнейшие критерии – их экономичность и эффективность, зависящие от световой отдачи и срока службы.
Световая отдача – это отношение светового потока лампы к потребляемой ею мощности.
Световая Средний
Отдача, лм/Вт срок службы, ч
Лампы накаливания 10-14 500-1000
Галогенные лампы 14-15 2000-4000
Люминисцентные лампы 50-90 12000-15000
Лампы ДРЛ 40-60 4000-6000
Металлогалогенные лампы 60-100 6000-15000
Натриевые лампы высокого давления до 120 4000-12000